Боец до мозга костей

Владимир Бычек… Это имя футбольные болельщики со стажем, конечно же, хорошо помнят. Надежный центральный защитник, капитан хабаровского СКА, впоследствии главный тренер клуба. В течение 14 сезонов он провел за армейцев, сыграв в первенствах страны 479 матчей (это второй результат в истории команды). В 1976 году был включен в список 22 лучших футболистов РСФСР. А в 1977-м Бычек даже отметился в высшей лиге союзного чемпионата в составе ЦСКА.

Впрочем, даже закончив игровую карьеру, Владимир Ильич продолжал выходить на поле. Причем не только в любительских и ветеранских соревнованиях. В сезоне-1993, будучи уже наставником СКА, ему (понятно, не от хорошей жизни) пришлось заявиться еще и в качестве действующего игрока. А ведь Бычеку тогда уже шел 41-й год.

21 октября ему исполнилось бы 70 лет. Увы, Владимира Ильича уже почти семь лет нет с нами. А ведь кажется совсем недавно мы сидели с ним вместе на трибуне стадиона им. Ленина. Наблюдая за родной командой, Бычек наверняка невольно сравнивал нынешних игроков СКА со своим поколением.

Автор этих строк хорошо знал Владимира Бычека. Отлично помню его как игрока. Наиболее же плотно начал общаться, когда Владимир Ильич встал у руля клуба. Тогда ведь при футбольных командах не было ни генеральных директоров, ни клубного сайта, ни пресс-службы. Поэтому всю информацию о жизни армейцев брал, что называется, из первых рук. Надо отдать должное Бычеку: он всегда охотно, даже в трудные для коллектива времена, шел на контакт с прессой.

— Володя — настоящий боец, — вспоминает своего товарища по команде вратарь эпохи Бычека Леонид Скрыльников. — Он был примером для ребят (недаром же капитан!) и на поле, и за его пределами. Мог выйти на поле и с травмой, и с другими недугами, и при этом отыграть так, будто его ничего не беспокоит. Помню, накануне старта сезона-1980 мы проводили групповой турнир Кубка СССР в Тбилиси. После первого матча гостеприимные хозяева устроили для нас сауну. Володя случайно сел, как оказалось, на горящую печку (хотя с виду она напоминала обычную табуретку) и обжегся. Но на следующий день как ни в чем не бывало вышел на поле. И вообще, отыграл весь турнир.

Из СКА в ЦСКА и обратно

… Наверное, не все знают, что в юности Бычек с увлечением гонял не только кожаный мяч, но и… оранжевый. В те годы многие футболисты зимой переквалифицировались в хоккеистов. Владимир успел даже засветиться в хабаровском «Строителе», который тогда выступал в первой лиге первенства СССР по хоккею с мячом.

Но выбор Владимир сделал все же в пользу футбола. Руку к этому приложил и тогдашний наставник армейцев Борис Семенов, который умел подобрать ключ практически к каждому игроку. Именно тренер уговорил Бычека связать свою жизнь с футболом.

В команду СКА он попал осенью 1973-го, а с сезона-1974 он уже твердо стал игроком основного состава. Отыграл Владимир за родной клуб несколько лет и затем оказался в составе столичных армейцев. «В ЦСКА меня не пригласили, а призвали, ведь в армии приказы не обсуждаются», — так позже говорил об этом зигзаге в своей карьере сам Бычек.

Интересно, что на старте сезона-1977 Владимир еще выводил на поле хабаровчан и даже сыграл в кубковом матче СКА против киевского «Динамо». А уже вскоре он выходил против лучшей команды Украинской ССР в форме столичных армейцев.

И пусть в элитном дивизионе страны Владимир отыграл всего сезон, для него это стало большой школой. Тренировал тогда ЦСКА сам Всеволод Бобров, знаменитый в прошлом футболист и хоккеист. Да и состав клуба был внушительным: Владимир Астаповский, Александр Тарханов, Борис Копейкин, Александр Колповский, Сергей Ольшанский, Леонид Назаренко… Интересно, что все из перечисленных игроков в разные годы оказывались в хабаровском СКА.

Сам Бычек провел за столичный клуб 22 матча. Естественно, ему приходилось опекать известных форвардов страны, в том числе Олега Блохина и Давида Кипиани.

— Против Кипиани очень сложно было играть, — вспоминал потом Владимир Бычек. — Бесподобный технарь и боец! Понятно, что с опекунами обычно не церемонишься, но форвард тбилисского «Динамо» на мелкие фолы, казалось, внимания не обращал. А вот Блохин постоянно что-то бурчал под нос и постоянно отмахивался. В одной из стычек мы даже заработали с ним по желтой карточке.

Спустя много лет кто-то из друзей Бычека ко дню рождения написал стихи, где в шуточной форме прошелся и по биографии Владимира в ЦСКА. Вот небольшой отрывок из них:

«О том, как с Киевом пластались/ И отыграли с ним на ноль,/ И как с тбилисцами старались,/ Хотя Давид у них — король!/ И как Гуцаев с Мачаидзе/ Устроили в конце навал,/ И Бычек, словно воин-ниндзя,/ Все те атаки прерывал./ То был футбол! Не та тоска,/ Чем нынче потчуют «болел»…/ И Бычек был в том ЦСКА! И там на лавке не сидел…»

Настоящий лидер

Ну а затем Владимир вернулся домой, где еще очень долго играл в футбол. За верность родному клубу ему присвоили звание «Мастер спорта». Но наиболее яркий след в памяти, по признанию Бычека, оставил сезон 1979 года, когда СКА вернулся в первую лигу. Команда, в которой тогда играли Владимир Крымский, Геннадий Смирнов, Геннадий Рютин, Владимир Козлов и другие замечательные футболисты, была единой семьей, отсюда многое и получалось.

Заслуга в этом принадлежала в первую очередь старшему тренеру Борису Семенову, но и капитан команды, бесспорно, к такому благоприятному климату внутри коллектива руку приложил.
Затем семь сезонов армейцы выступали в союзной первой лиге (в год дебюта удивили всех, финишировав на шестом месте). Менялись тренеры, текучка наблюдалась и среди игроков, но Владимир Бычек продолжал выводить армейцев на поле с капитанской повязкой.

Помню, когда коллектив возглавил молодой и амбициозный Леонид Назаренко, целой группе ветеранов СКА пришлось заканчивать игровую карьеру. А вот Бычек, который, к слову, тогда по возрасту был самым старшим, сумел выдержать конкуренцию.

Нередко клубу приходилось вести отчаянную борьбу за сохранение прописки в первой лиге. Но развязка чаще всего была счастливой: буквально в последний момент клуб запрыгивал на подножку, казалось, уже уходящего поезда. Потому что команда не опускала руки, билась до конца. А её капитан был настоящим лидером — и по игровым качествам, и по характеру.

Дело на кондитерской фабрике

Между тем случались в карьере Владимира Бычека и черные полосы. В середине 1980-х он невольно оказался вовлечен в скандал с финансовой проверкой кондитерской фабрики «Спутник». Вы спросите: «При чем же здесь футбол?» А вот при чем.

Это сейчас спортсмены официально получают такие деньги, которые игрокам поколения Бычека даже не снились. В те же давние времена профессионального спорта в СССР, считалось, не было, а все эти футболисты с хоккеистами якобы работали на производстве.

Понятно, что в том же СКА имелся свой штат, но ставки были небольшие, поэтому ведущих игроков старались «рассовать» по предприятиям, где они только числились, но получали зарплату. Их еще называли подснежниками.

Все бы ничего, но кондитерская фабрика, где Владимир Бычек получал ту самую доплату, попала в поле зрения правоохранительных органов за финансовые вольности в основной своей деятельности. И прокуратура заодно заинтересовалась: с какой это стати здесь получают деньги спортсмены (кроме капитана футбольной команды еще числилась и баскетболистка хабаровского «Спартака»).

Шум тогда был большой. Сначала за дело взялась городская прокуратура, потом — военная. Из партии Бычека сразу исключили, грозили и увольнением со службы. Ему даже в срочном порядке пришлось вернуть в фабричную казну десять тысяч рублей (по тем временам это была цена, по сути, двух «жигулей»).

Хорошо хоть защищать в суде Владимира Ильича взялся известный адвокат и большой поклонник футбола Василий Стуков, который доказал, что не может посторонний человек запросто прийти на предприятие и заявить его начальнику: «Ставьте меня на доплату!» На том дело и было закрыто, хотя вся эта нервотрепка, понятно, стоила Бычеку немало нервов…

Как Бычек у судьи карточки «украл»

Впрочем, вернемся к футболу. В богатой биографии Бычека было немало забавных и курьезных случаев. Вот один из них.

— Как-то играли в Москве с «Локомотивом», — вспоминал Владимир Ильич. — Арбитр выронил карточки и не почувствовал утери. Я их подобрал — и в кармашек своих трусов (тогда по футбольной моде они у игроков были с небольшими карманами. — Прим. авт.). Тут Геша Рютин как раз желтую заработал, судья хлоп-хлоп по своим карманам, а «карательного оружия» у него и нет. Один из его помощников, который тот момент видел, на меня указал. И после этого судья, когда рядом со мной оказывался, шептал угрожающе: «Отдай карточки или хуже будет…»

— Я же, — продолжал Бычек, — делал вид, что не понимаю, о чем речь. Не станет же он во время игры меня обыскивать… И только когда на перерыв пошли, решился на «чистосердечное признание»: дескать, нашел их на поле, отдам, но только мне во втором тайме «горчичник» не вздумайте показать. Он улыбнулся моей наглости и пообещал это сделать… лишь в крайнем случае.

Играл до 40 лет

… Закончив с игровой карьерой, Владимир Бычек сразу же возглавил родной коллектив.

— В январе 1988 года команда выходит из отпуска, и я вместе с ней, — рассказывал Владимир. — Официально заканчивать с большим футболом вроде бы не собирался. Но тогда как раз покинул тренерское кресло Леонид Назаренко. И вот нас с Владимиром Крымским вызывает заместитель командующего округом и предлагает попробовать себя в роли тренеров. Соглашаемся.

Надо сказать, что времена те были не из легких. Пришлось, по сути, создавать новый коллектив. Но как раз тогда в СКА появились совсем юные Юра Шпирюк, Леша Поддубский, Андрей Молчанов, Илья Макиенко, чуть позже Максим Швецов, ставшие впоследствии игроками с большой буквы. Именно при Бычеке раскрылся потенциал и у форварда Игоря Протасова. Несколько лет ушло на создание боеспособного коллектива.

И в сезоне-1991 армейцы по-настоящему выстрелили, заняв вслед за читинским «Локомотивом» второе место в зональном первенстве. Но вскоре распался Союз. Вышли ребята из отпуска и оказались у разбитого корыта — ни страны, ни денег, ни команды, с которой можно решать большие задачи.

Но даже в те смутные времена футбол в Хабаровске не умер. И во многом благодаря тренерскому штабу во главе с Бычеком. Это сейчас предсезонные сборы армейцы проводят в основном в жарких странах. Тогда же денег с трудом хватало на поездку в соседний Владивосток.

В 1993 году Владимиру Бычеку даже самому пришлось выходить на поле. Это была, конечно, крайняя необходимость, но и в свои сорок лет он по-прежнему выглядел достойно. Так что в его послужном списке есть и пятнадцать встреч, сыгранных в первенстве России.

Кстати, на тренерском мостике клуба Владимир Бычек находился на протяжении семи сезонов. Согласитесь, по нынешним временам это большое достижение.

… Ушел из жизни Владимир Ильич в декабре 2015-го. Ему было всего 63 года.

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.

Информация с сайта https://toz.su/