Владимир Ягонцев: «На мыло» меня ни разу не посылали»

Материал Дмитрия Иголинского из «Приамурских Ведомостей» о сегодняшнем имениннике — генеральном директоре ДФС Владимире Ягонцеве.

Всю жизнь в спорте провёл Владимир Ягонцев, которому 19 октября исполнится 70 лет. Когда ему было всего года четыре, отец подарил сыну мяч, которым потом играла вся слободка. С этого, собственно, всё и началось.

И кожаный мяч, и плетёный

— Я с детских лет считался заводилой, организатором многих спортивных баталий, — вспоминает Владимир Алексеевич. — Наверное, поэтому постоянно меня избирали капитаном команды.

В то время Ягонцев жил в Уссурийске. Юношеская футбольная дружина «Локомотив», за которую он потом играл, была одной из сильнейших в Приморском крае. А зимой Володя с друзьями брали коньки с клюшками и гонялись уже не за кожаным мячом, а за плетёным.

— В русский хоккей у нас тоже получалось неплохо, — продолжает Ягонцев. — В году 1964-м мы даже приезжали в Хабаровск на молодёжную спартакиаду и дали настоящий бой хозяевам, костяк которой защищали в будущем известные игроки СКА. Особенно много хлопот нам доставил Виктор Булдыгин, угнаться за которым было крайне сложно. Тот матч мы проиграли — 1:2.

Это был первый визит Владимира в город, со временем ставшем ему родным. И первые впечатления были не самыми приятными: после Приморья Хабаровск показался Ягонцеву холодным.

Окончательно же в город на берегах Амура Владимир Алексеевич перебрался уже после окончания игровой карьеры, которая у него выдалась довольно насыщенной. Ягонцев выступал за клубы Арсеньева и Дальнегорска, в составе уссурийского «Приморца» становился чемпионом Дальневосточного военного округа.

Засветился даже в первенстве СССР по классу «Б» за «Авангард» из Комсомольска-на-Амуре. Также несколько лет провёл в Биробиджане: зимой играл в хоккей с мячом за «Дальсельмаш», а летом — в футбол за «Строитель».

Погоня за Ломановым

— Закончил играть в 29 лет из-за травмы, — говорит Владимир Алексеевич. — Но со спортом расставаться не хотелось. Тем более стал проявлять интерес к судейству. Причём и по футболу, и по хоккею с мячом. К тому времени у меня уже имелся определённый авторитет в спортивных кругах, поэтому смена рода деятельности прошла практически безболезненно. В судейский корпус приняли как родного. Довольно быстро мне стали доверять обслуживать матчи чемпионатов СССР. А в 1980 году уже стал судьёй республиканской категории.

Жизнь стала довольно бурной. Только заканчивался сезон по бенди, как Ягонцеву уже надо отправляться на сборы футбольных рефери в Анапу. Времени порой даже не было для того, чтобы заскочить домой и  переодеться, поэтому в солнечный Краснодарский край приходилось отправляться с… коньками и прочей хоккейной амуницией.

С русским хоккеем у Владимира Алексеевича связано немало воспоминаний. Так, например, во времена жуткого дефицита коньки часто приходилось конструировать самому, судейскую форму подшивать, а свистки приобретать у народных умельцев на рынках Иркутска и Красноярска.

— Однажды мне пришлось гоняться за грозным форвардом «Енисея» и сборной СССР Сергеем Ломановым-старшим, — рассказывает Ягонцев. — «За мной защитники соперника не могут угнаться, а вы всё время были рядом», — потом удивлялся он. Тогда я бегал действительно прилично, необходимые нормативы легко сдавал. Кстати, в первой половине 1980-го мы с коллегой Всеволодом Белым были удостоены приза, как самые молодые судьи СССР.

А в 1981 году Владимир Алексеевич невольно приложил руку к возвращению иркутского «Локомотива» в элиту советского бенди.

— Переходный турнир лучших команд первой лиги тогда проходил в Иркутске,  — вспоминает Ягонцев. — Решающей стала встреча между хозяевами и «Североникелем» из Мончегорска. В кулуарах пошли разговоры о том, что в высшую лигу буквально за уши тянут хоккеистов Мончегорска. Ко мне тоже подходили какие-то люди и предлагали в случае победы «Североникеля» хорошее вознаграждение.  Но я на сговор не пошёл: пусть, мол, игра рассудит. В итоге матч закончился в пользу иркутян — 2:1.

Невзирая на авторитеты

Надолго в память судьи врезался и давний матч между московским «Динамо» и красногорским «Зорким». Что ни имя, то живая легенда. За «бело-голубых» тогда ещё знаменитый Валерий Маслов играл, а у подмосковных хоккеистов погоду на льду делал Валерий Бочков.

— Такие матчи всегда судить сложно. К тому же для меня та игра стала, по сути, дебютом на таком высоком уровне, — говорит Владимир Алексеевич. — Посмотреть меня в деле пришла специальная комиссия во главе с тогдашним руководителем судейского корпуса по хоккею с мячом  Александром Черёмушкиным. Поединок тот завершился вничью — 4:4, и экзамен я, думается, выдержал. Даже игроки после матча подходили и благодарили за судейство. Вообще, скандалов за свою судейскую карьеру не припомню. Хорошие, ровные отношения были практически со всеми, и «на мыло» меня никто не посылал (улыбается).

Владимир Ягонцев считает, что, невзирая на авторитеты, арбитр должен быть принципиальным и не распускать игру. В Хабаровске ему нередко доводилось обслуживать матчи с участием известного клуба ветеранов «Космос», цвета которого защищала целая группа в прошлом известных футболистов. Но спуску Ягонцев не давал никому. Наглядный пример: Сергея Фельдмана, бывшего генерального директора хабаровского СКА, Владимир Алексеевич раза четыре удалял с поля. Но тот на него зла не держал, потому что знал: всё по делу.

Владимир Ягонцев и сейчас в игре. Уже на протяжении многих лет он является генеральным директором дальневосточного футбольного союза и практически ни один любительский турнир в регионе не обходится без активного участия Владимира Алексеевича.

 

Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ, «Приамурские Ведомости»