Антон Силецкий – об изменениях в третьем дивизионе, ПФЛ и финансах

Большое интервью генерального директора комсомольской «ДСИ» Силецкого Антона Владимировича:

— Начнем с Кубка Дальнего Востока. Выступление на нем – неудачное?

Выступая ранее в таких турнирах, имея в истории два завоеванных кубка Дальнего Востока мы, конечно же, ехали в Биробиджан за первым местом. К сожалению, в этом году не получилось. Мы собрались участвовать в Кубке еще в прошлом году. Для этого мы сохранили прошлогодний коллектив, выступая зимой в различных турнирах в Комсомольске-на-Амуре для поддержания формы и внутренних связей, чтобы хороший коллектив не распался. Но в «Благовещенске» команда собралась более мастеровитая – у них было прилично игроков, поигравших во второй и третьей лигах. Если смотреть на составы команд, то команды расположились на своих местах. А так, конечно, задача, как и всегда в нашем клубе, была максимальной – завоевание кубка.

— В этом году третий дивизион пройдет по новой системе. Какое у вас мнение о ней?

— Здесь нужно начать рассказать о ситуации в целом, которая сложилась в клубе. Комсомольский стадион «Металлург», на котором мы проводим домашние матчи, не прошел аттестацию по технике безопасности и на нем сейчас запрещено проводить соревнования уровня регионального и выше. Такая ситуация произошла во многих регионах России. Это был, конечно, шок. Были одни негативные эмоции. Мы готовились к участию в чемпионате и кубке Хабаровского края. В этом году мог получиться интересный турнир из 9-10 команд с участием биробиджанского клуба. Учитывая бизнес-проекты компании мы не собирались участвовать в третьем дивизионе по финансовым обстоятельствам. После того как играть в Комсомольске-на-Амуре оказалась негде краевой чемпионат отменился в стандартном виде (чемпионат края пройдет осенью в Хабаровске, в котором сыграют победители чемпионатов городов – прим.авт.) у нас вообще встал вопрос о приостановке проекта. К счастью, руководством ДФС был предложен новый формат проведения третьей лиги с двумя выездами в Биробиджан и Уссурийск. В Биробиджане мы были в мае и оценили подготовку города и стадиона к турнирам на хорошем уровне. Уссурийск тоже хорош в плане логистики для всех команд. Также не раз там бывали и хорошо оцениваем стадион и проживание в приморском городе.

Если говорить о финансовой составляющей, то бюджет клуба останется практически таким же каким планировался в начале года. Конечно, должны быть и выездные, и домашние матчи, но из-за халатности спортивных чиновников мы остались без стандартного формата.

У нас был выбор между участием в третьем дивизионе и финальном этапе чемпионата края. По моему мнению, участие в региональном чемпионате кроме как регрессии ничего нам не даст. Этот турнир в таком формате пройдет просто для галочки – от него не будет пользы никому. Это мое сугубо личное мнение. Заранее отвечу на ваш вопрос «А что вам даст третий дивизион с похожим форматом?». В нем примут участие с других регионов Дальнего Востока, и мы получим тот опыт и уровень, который хотели бы видеть. Я считаю, что уровень команд в 3 лиге будет выше, полезнее и интереснее, в том числе и болельщикам. Да, в Комсомольске вживую не увидят нас ни в одном из этих турнирах и это самое печальное во всей этой истории. Тогда нужно сконцентрироваться в этом году на развитии клуба и молодых игроках, а игры в третьем дивизионе – это, несомненно, достойный уровень. Дадим шанс проявить и показать себя нашей молодежи.

— Участие в обоих турнирах невозможно по финансовым причинам?

— Да. Мы остаемся при таком же бюджете, заложенном в начале года. Я не знаю, что будет дальше, но в этом сезоне мы нашли для себя такое «окошко» для поддержания мотивации в виде участия в третьем дивизионе. Это ответственный турнир.

— Насколько сильно изменятся затраты на  третий дивизион в этом году по сравнению с прошлыми сезонами?

— Они изменятся в разы. Например, перелеты на Сахалин и выезд в Нерюнгри – это огромная статья в бюджете. Ну и не стоит забывать, что в прошлом большая часть нашего состава состояла из иногородних футболистов. Сейчас мы играем только местными, и будем продолжать это делать не только в этом сезоне. Виктор Игнатенко вырастил ни одного игрока и имеет большой опыт с комсомольскими молодыми игроками. Именно в этом ключе мы и хотим развиваться. Наша задача – поддерживать футбол и развивать его, а не только говорить о нем, как принято в последние годы. Везде есть плюсы. В сегодняшней ситуации я вижу его в том, что есть шанс поиграть на высоком уровне местным молодым игрокам.

— Можете назвать в цифрах во сколько раз уменьшаться траты?

— В 5-6 раз точно.

— Почему, по вашему мнению, даже при таких небольших тратах не набирается достаточного количества команд?

— Сложный для меня вопрос. В первую очередь, это финансовые проблемы в регионах, городах, на предприятиях. На мой взгляд, этот период должен пройти. Вообще основная проблема футбола в России – низкая посещаемость. Народ разучился ходить на футбол, начиная от РФПЛ и заканчивая чемпионатом города. Первостепенной задачей российского футбола должно являться возвращение болельщиков на трибуны. Привить хождение на футбол семьями, друзьями. И толчок должен быть от любительского футбола. Уже сейчас можно заметить, что на матч чемпионата Комсомольска-на-Амуре идут охотнее, чем на «Смену»: приходят семьями и целыми компаниями посмотреть на друзей, родственников, коллег.

— У вас никогда не было мыслей перевезти команду в Хабаровск?

— Еще во время работы со Швецовым обсуждался на серьезном уровне этот вопрос. Посчитали бюджет, и Хабаровск для нас оказался дороже Комсомольска: сам город дороже, аренда стадионов, жилья и т.д. На сегодняшний день мы такой вопрос не рассматриваем.

— Планируется ли усиление команды перед третьим дивизионом?

— Надеемся на усиление опытными футболистами со «Смены». В очередной раз повторюсь, будем играть только местными – таков нынешний бюджет.

— Сейчас вы играете только в чемпионате города?

— Приняли для себя непростое решение для получения игровой практики принять в этом году участие в городском чемпионате. По первым турам можно сказать, что уровень у команд достаточно неплохой. На днях стали обладателями кубка города, обыграв «Тепловик» со счетом 2:0.

— Продолжается ли помощь детям?

— Конечно, у нас есть целая программа. В этом году с Воробьевым Сергеем Геннадьевичем разработали календарный план турниров, которым мы помогаем. Помимо детского футбола также спонсируем и турниры среди взрослых любительских команд.

— По круговой системе вы были не готовы играть?

— В плане бюджета были бы не готовы. Для нас сейчас являются неподъемными выезды на Сахалин и в Нерюнгри. В любом случае будем рассматривать вопрос об участии «ДСИ» в следующем сезоне. Это вынужденная мера играть по новому формату. Владимир Вячеславович Крысин большой молодец, что разработал и предложил такой формат. На сегодняшний день это является выходом для всех, чтобы не потерять совсем третий дивизион.

— Что думаете о возможном разделении зоны «Восток» ПФЛ?

— Сложно судить об этом разделении в плане полезности. Однозначно нужно что-то менять. Этим шести командам уже самим наскучило друг с другом играть. Болельщикам тем более. У меня двоякое мнение по этому вопросу. Возможно, прозвучит резко, но нужна шоковая терапия: бюджетные деньги из профессионального футбола надо убирать. Придет настоящий бизнес и найдет те формулы, как вернуть зрителей на стадион, как зарабатывать клубам самостоятельно.

— Вам не кажется это утопией в нашей стране?

— Можно назвать по-разному, но если ничего не делать, то так мы и будем сидеть в болоте. Сейчас мы попросту убиваем футбол и находимся в тупике. Сегодня это явно видно. Денег в государственных компаниях стало меньше и все – мы не знаем, что нам делать. С нынешним состоянием дел перспективным игрокам просто-напросто негде играть, потому что команд мало. Ни у всех есть возможность уехать на запад. Нужно об этом думать чиновникам, о будущем отечественного футбола, а не закрывать стадионы на весь летний сезон.

— Вам поступало предложение от ПФЛ войти в зону «Дальний Восток»?

— Да, поступало, но мы его серьезно даже не рассматривали. Нам было направлено письмо о том, какие мероприятия предлагались для новых клубов-участников ПФЛ. Первое что не устроило и почему, собственно говоря, мы не стали даже рассматривать всерьез это предложение – привязывание к трудовому кодексу. То есть мы должны взять человека на работу и платить ему зарплату 12 месяцев. При сезоне в 5-6 месяцев. Остальные полгода, почему я должен платить футболисту деньги предприятия? Своей игрой футболист тоже производит продукт – назовем этот продукт зрелищем. В эти полгода он для предприятия ничего не производит. Мы не можем на такое пойти и такая система просто неправильная. Руководители клубов об этом не задумываются, а меня как работодателя это не устраивает и противоречит логике. Во вторых, содержание юношеских команд. Я считаю, что детско-юношеский спорт – это вопрос государства, но не частной компании. В третьих, взнос под миллион рублей – очень завышенная сумма. В четвертых, аттестация стадиона и приведение его в порядок. Возьмем «Смену». Этот клуб спонсировался городом и авиастроительным заводом. Нам от городского и краевого бюджета не давалось ни копейки. Нет никаких поблажек: мы платим за все и в том числе за аренду спортивных сооружений. Предлагали в прошлом несколько раз различные формы сотрудничества. Например, взять пятерых молодых игроков под свою опеку в обмен на стоимость аренды стадиона, но нам не собирались идти на уступки. В заведомо неравных условиях мы находимся с клубами, финансирующиеся из госбюжета. Если подытожить, то предложения ПФЛ были адаптированы клубам, которые финансируются за счет государственных денег.

— В интервью в прошлом году вы сказали, что в 2018-м ничего не изменится. То, что сейчас происходит во 2 и 3 лиге – это изменения в лучшую или худшую сторону?

— Изменились в худшую сторону. Плюсом вижу только в омоложении среды, которая даст толчок для развития местных молодых кадров. Ну и то, что удалось сохранить хотя бы в таком виде третий дивизион. Нужно всегда искать положительные аспекты всем кто болеет футболом.